Артикуляционная гимнастика
Основной целью артикуляционной гимнастики является формирование правильных движений органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного звукопроизношения и укрепления мышц лица, губ, языка, а также мягкого неба. Помимо этого артикуляционная гимнастика в дошкольном возрасте способствует правильному формированию движений речевых органов, которые в свою очередь отвечают за развитие артикуляционной моторики.
Рекомендации для выполнения упражнений артикуляционной гимнастики для дошкольников:
- Артикуляционная гимнастика напоминает утреннюю зарядку, проводить ее необходимо ежедневно перед зеркалом, чтобы навыки, вырабатываемые у детей, лучше усваивались. Занятия не должны быть слишком утомительными, поэтому не стоит выполнять более чем 4-5 упражнений за один раз.
- Все упражнения выполняются со счетом до 10.
Упражнения для губ:
1. Улыбка
Зафиксировать губы в улыбке, зубы не должны быть видны.
2. Хоботок (Трубочка)
Необходимо вытянуть губы вперед в виде трубочки.
3. Заборчик
Губы зафиксированы в улыбке, зубы видны и сомкнуты в естественном прикусе.
4. Бублик (Рупор)
Зубы сомкнуты, при этом губы округлены и чуть вытянуты вперед. Нижние и верхние резцы должны быть видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок
Поочередное выполнение двух этих упражнений.
Почесывание и покусывание зубами верхней, а после - нижней губы.
6. Рыбки разговаривают
Необходимо хлопать губами друг о друга (должен получиться глухой звук).
7. Поцелуй
Щеки сильно втянуть, а затем резко открыть рот. Требуется добиться того, чтобы при выполнении данного упражнения, раздался характерный звук "поцелуя".
8. Недовольная лошадка
Выдыхаемый воздух нужно активно и легко посылать к губам, чтобы они начали вибрировать. Во время упражнения издается звук, напоминающий фырканье лошади.
Упражнения для языка
- «Лопатка» - улыбнуться, чуть открыв рот, при этом широкий передний край языка разместить на нижней губе, удерживая под счет 1-5, 1-10.
- «Чашечка» - улыбнуться, достаточно широко открыв рот. К верхним губам поднять широкий язык, но, не касаться их. Если упражнение получается не сразу, попробуйте язык распластать по нижней губе и чуть-чуть надавить на середину.
- «Иголочка» - научитесь делать язык узким. Раскрыть рот и сильно вытянуть вперед напряженный узкий язык.
- «Трубочка» - вытянуть широкий язык, боковые края поднять вверх. Подуть в образовавшуюся трубочку.
- «Горка» или «Киска сердится» - открыть рот, при этом кончик языка упереть в нижние резцы, а спинку языка приподнять вверх.
- «Часики» - укрепляет мышцы языка, делает его подвижным. Узким кончиком языка необходимо тянуться поочередно к уголкам рта. Упражнение выполняется в небыстром темпе под счет.
- «Змейка» - узкий язык высунуть, а затем спрятать назад.
- «Качели» - улыбнуться, слегка открыв рот и показав зубы, широкий язык положить за нижние резцы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Далее широкий язык разместить за верхними резцами и так же удерживать под счет от 1 до 5.
- «Футбол» - укрепляет мускулы языка и щек. Рот закрыт, а язык упирается то в правую, то в левую щеку.
- «Наказать непослушный язык» - язык находится в положении как в упражнении «Лопатка» - язык расположен на нижней губе, похлопывая его губами, нужно произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык должен быть расслаблен на протяжении всего упражнения и не должен «прятаться» в рот.
- «Кто дальше?» - губы в улыбке, широкий передний край языка располагается на нижней губе и, будто выговаривая продолжительно звук Ф, необходимо сдуть ватку на другой край стола.
- «Вкусное варенье» - немного приоткрыть рот, язык четко перемещается по верхней губе снизу вверх, как будто облизывает варенье. Нижняя челюсть все время неподвижна.
- «Фокус» - улыбнуться с приоткрытым ртом, широкий передний край языка расположить на верхней губе так, чтобы боковые края были подняты вверх, а посередине языка образовался желобок. Задача: сдуть ватку, размещенную на кончике носа, при этом ватка должна полететь вверх. Нижняя челюсть неподвижна на протяжении всего упражнения, а нижняя губа не должна быть натянута на нижние зубы.
- «Грибок» - рот широко открыт, язык находится внутри рта и поднимается к нёбу (как цветок к солнышку), удерживается под счет 1-5.
- «Гармошка» - немного открыв рот, зафиксировать язык у неба, при этом, то закрывать, то открывать рот. Губы все время растянуты в улыбке. Рот нужно стараться открывать довольно широко, а язык удерживать вверху.
- «Чистим зубы» - широко улыбнуться, показав зубы. Затем приоткрыть рот и пройтись кончиком языка по нижним зубам из одной стороны в другую, а затем снизу вверх (наподобие зубной щетки).
- «Маляр» - улыбнуться, немного открыть рот, затем «погладить» языком твердое нёбо, производя движения языком то вперед, то назад (подобно кисти маляра).
- «Индюк» - слегка открыть рот, положить язык на верхнюю губу. Произвести широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стремясь не отрывать язык от губы – будто поглаживая ее. Вначале производить медленные движения, далее ускорить темп и дополнить голосом, чтобы послышался БЛ-БЛ-БЛ.
- «Барабанщики» - улыбнуться, чуть приоткрыть рот, затем постучать кончиком языка за верхними резцами, часто и четко произнося: Д-Д-Д, поэтапно увеличивать темп.
- «Лошадка» - улыбнуться и показать зубы, затем слегка открыть рот и начать щелкать кончиком языка (словно цокает лошадка).
- «Пощелкай беззвучно» - выполнить те же движения языком, как и при упражнении «Лошадка», только без звука.